Клан Hyundai: как создавалась самая богатая империя Кореи
Основатель компании Hyundai Чон Чжу Ёном (Chung Ju Yung) умер в 2001-м году в возрасте 86 лет с состоянием в $6,2 млрд. Его сыну в этом году исполнилось 72 года. Одни говорят, что он «поднял с колен» отцовскую компанию, другие - что «промотал» все нажитые непосильным трудом деньги...
Основатель корейской компании родился в 1915-м году в бедной семье, которая дала ему лишь начальное образование. В 16 лет он покинул семью, продав отцовскую корову. Полученные за первую «сделку» деньги он и потратил на первое время отдельной жизни. Он работал грузчиком, продавал рис, а позже попробовал себя в роли автомеханика. До 30 лет он «пахал» для того, чтобы прокормить свою семью, но уже в 1946-м году открыл автомастерскую, которая и стала его первым предприятием под названием Hyundai («Современность» или «новое время»). Официальным же годом основания холдинга считается 1947 год, когда была основана строительная фирма Hyundai Civil Industries (впоследствии - Hyundai Construction).
Самый «богатый бедняк» Кореи умер в 2001-м году, но буквально перед самой смертью сформулировал «десять уроков глобальному предпринимателю». Несмотря на свою жесткость по отношению к работникам (любые забастовки он подавлял сразу), он создал вокруг себя семейный клан, состоящий из сыновей и племянников. До последних дней своей жизни он ходил на работу пешком, преодолевая 5 км пути. Его последняя мечта - чтобы корпорация Hyundai состояла из 45 самостоятельных компаний, управляемых в большинстве своем его сыновьями и племянниками. Пока что еще рано подводить итоги, но судя по всему, мечтам гениального бизнесмена суждено сбыться. Ведь за последние несколько лет южнокорейскому автогиганту удалось отодвинуть многих европейских и японских производителей как в рейтингах надежности, так и по результатам краш-тестов. А начиналось то всё со сборки модели Cortina европейского филиала Ford...
Сотрудничество Hyundai с Ford продолжалось до начала 80-х, когда в Корее еще выпускались модели Taurus и Granada. Первой же моделью «собственной» разработки считается Pony. Она была сделана совместно с компанией Mitsubishi Motors, которая ко всему прочему еще и оказала финансовую помощь для возведения завода. Мало кто знает, что Hyundai Pony на самом деле хорошо «перелицованный» Mitsubishi Colt. Впервые дебютировав на Туринском автосалоне 1975, она подверглась хвалебным высказываниям даже со стороны прессы! Результат - уже через год Hyundai наладил экспорт своей модели в Европу.
В 80-е годы газеты всего мира сообщали о корейском «экономическом чуде». Страна была на пике индустриализации и остро нуждалась в увеличении автомобильного парка. Ведь доход на душу населения ежегодно увеличивался в десятки раз, а автомобили, когда-то считавшиеся символом благосостояния в корейском обществе, теперь стали повседневным средством передвижения. Вдохновленные своим же успехом корейцы быстренько разработали и нечто побольше - Sonata. Она была нарисована с чистого листа, но опять же без Mitsubishi не обошлось. Все моторы, предлагаемые для корейского бизнес-седана - лицензионные Mitsubishi.
В 1989 году Hyundai таки разработал свой двигатель - 1,5-литровый бензиновый Alpha, но тем не менее продолжал пользоваться достижениями Mitsubishi Motors, пусть и скрыто. Помните Hyundai Galloper? А ведь это на самом деле устаревший Mitsubishi Pajero! И этот шаг был довольно рискованным, поскольку на тот момент (1991 год) в Кореи почти не было внедорожников и они считались слишком дорогими и труднодоступными. Тем не менее, автомобиль получился весьма удачным и недорогим, зато надежным и проходимым. Возможно, по этой причине его не пускали «в мир» представители Mitusbishi, запретив корейским коллегам продавать Galloper за пределами Кореи. Но со времнем экспорт был налажен. Эта модель продержалась на конвейере более 10 (!) лет, дважды поддавшись фейслифтингу и техническим доработкам.
Помимо Galloper, многие знают Hyundai благодаря модели Coupe. И она действительно достойна называться легендарной. Почему? Всё просто. Ее прототип стал первым в истории марки концептом (разработанным в собственной дизайн-студии Hyundai California Design) и долгое время считался самым дешевым спорткаром в мире. Появившись в 1991 году под видом концепт-кара HCD-I, корейское купе получила армию поклонников в... Америке! После - «доплыла» и до Украины, где дебютировала на первом в истории нашей страны автошоу SIA.
Еще одна модель Hyundai, занявшая почетное место в истории марки - флагманский Equus 1999 года, в Европе известный как Centennntial. Несмотря на то, что в Украине о нем и доныне мало что известно, этот седан неоднократно был признан самым высокотехнологичным и надежным автомобилем Hyundai.
Первым же внедорожником Hyundai, разработанным без применения посторонней помощи, является модель Santa Fe. В 2001 году она появилась в виде несуразного кроссовера, но благодаря неприхотливости и доступности сумела завоевать сердца автолюбителей разных стран. Спустя годы Santa Fe «перевоплотился» в небольшой комфортный кроссовер, которого американское издание Consumer Reports признало самым надёжным автомобилем в своём классе на основе результатов опроса своих подписчиков.
Но, как и в реальной жизни, Hyundai Motor не праздновала б успех, если бы не было поражений. Так, переломным этапом в истории марки считается 1998 год, когда произошел резкий спад продаж на внутреннем рынке. Это был период корпоративной и производственной реструктуризации, но приобретение Kia Asia Motors помогли вернуть высокие экономические показатели и уже через год Hyundai Motor Company получила возможность достойно конкурировать на мировом автомобильном рынке. 1999 год южнокорейская компания закончила с объемом экспорта в 701 тыс. автомобилей, что побило все предыдущие рекорды.
В новом тысячелетии Hyundai Motor Company сосредоточила все свои усилия на укреплении международных позиций и начала массовые возведения заводов в абсолютно разных континентах - от Индии до России. Расширяя модельный ряд практичными и спокойными по дизайну автомобилями, Hyundai сумел добиться успеха в 193 странах мира.
Сегодня сеть автосалонов по продаже Hyundai насчитывает примерно 6 тысяч автосалонов. В модельной гамме есть любая модель - от компакт-кара Hyundai i10 до представительского Еquus, конкрирующего с BMW и Audi. При этом каждая следующая новинка приближает Hyundai к мировым японским и европейским производителям, заставляя их задумываться о достойном отпоре. Ведь в отличие от большинства автопроизводителей, с трудом переживших мировой кризис, Hyundai Motor умудрилась наращивать темпы производства даже в самые сложные времена, что подтвеждают результаты продаж. Так, в 2010 году она показала мировой прирост продаж на уровне 17,5%! Вряд ли кто-то поспорит и с тем, что Hyundai не удалось завоевать целую армию поклонников в странах СНГ и Украине, в частности...
Источник: Hyundai.InfoCar.ua